ЕГЭ

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Не так давно во время занятия с учеником столкнулась с его замешательством по поводу задания 23, которое посвящено типам речи. Ученика смутили слова «содержится» и «представлено» в пунктах задания. Поэтому в данном посте разберём №23 подробно, с примером.

Во-первых, все знают о трёх типа речи в русском языке: повествовании, описании и рассуждении. Вспомним (кратко) об особенностях каждого.

Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. 
В повествовании, как правило, можно выделить этапы развития событий: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Повествование включает: простые и сложные предложения, содержащие глаголы, наречия, деепричастия; видо-временные формы, подчёркивающие характер и смену событий.

Описание — это характеристика человека, предмета, события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание включает: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.; прилагательные, причастия и причастные обороты; назывные и безличные предложения; имена, фамилии героев и т.д.

Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Компоненты рассуждения: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат: вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и др; вопросно-ответные формы изложения; придаточные причины, цели, условия, следствия и т.д. Любое обдумывание ситуации, её анализ, размышление обо всех «за» и «против», личное мнение автора о чем-либо — это рассуждение. 

Теперь разберёмся со словами «содержится» и «представлено» в задании 23. Что же имели в виду составители тестов? Объясню на примере. Если в пункте ответа указано «В предложениях …-… содержится рассуждение», значит, помимо рассуждения, в данных предложениях может обнаружиться и повествование или описание (но не всегда! Есть примеры, где будет преобладать только один тип речи). Если же читаем «В предложениях …-… представлено рассуждение», значит эти предложения полностью нужно отнести к рассуждению и явных признаков других типов речи в них нет.
Пример. (1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…  (С. Соловейчик)

 Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1-5 представлено рассуждение. 2) В предложении 8-10 содержится описание. 3) В предложениях 11-13 содержится повествование. 4) В предложении 14-16 содержится рассуждение. 5) В предложениях 17-22 содержится рассуждение.

Итак, начинаем с пункта 1. Читаем предложения 1-5. (1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность.
Ищем признаки рассуждения: вводное предложение «я заметил», вопросы, которые задаёт автор, наличие тезиса «жить духовной жизнью — значит…» (предл.1), размышлений (предл.2-4) и мини-вывода «духовность не то, что…» (предл.5). Больше никаких признаков (описания или повествования) здесь нет. Вывод: в предл.1-5, очевидно, представлено рассуждение (т.е. только рассуждение). Пункт 1 — верный.

Далее пункт 2, предложения 8-10. Если верить заданию, здесь содержится описание (т.е. помимо него есть признаки ещё какого-то типа речи). (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.Что мы видим? Вопросно-ответная форма, авторские размышления о духовной жизни человека. Это рассуждение. А где описание, характерные для него прилагательные, причастия, выразительные средства? Их нет, значит, нет и описания. Пункт 2 не подходит.

Пункт 3 — содержится повествование. Ищем.(11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.Видим глагольные действия, смену событий, завязку, кульминацию и развязку? Ни одного признака. Значит, здесь нет повествования. В пункте 3 полностью рассуждение. Минус.

Далее 4 пункт: (14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.В задании указано «содержится рассуждение», т.е. есть/могут быть и другие типы речи.Что читаем в этих предложениях? «Добрые, способные любить и надеяться люди», «добрый и работящий человек» — это признаки описания. Ага, описание есть. А рассуждение? Тезис «бывает и обратное: есть …люди» и размышления автора на эту тему в предл.15-16. Рассуждение тоже есть. Значит, здесь содержится рассуждение, пункт 4 верен.

Пункт 5. Проверяем. (17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте… Видим признаки рассуждения: вопрос-тезис, размышление (автор в подтверждение своих мыслей приводит цитату А.С.Пушкина), вывод в предл.22. Рассуждение есть. Но в пункте указано «содержится». Как же быть? Данный пример показывает, что здесь рассуждение — преобладающий тип речи, а значит, пункт 5 верен, хотя явных признаков других типов речи здесь нет.
Итог: верные варианты ответа — 145.

В любом случае, главное при выполнении задания 23 ЕГЭ — внимательно читать перечисленные в задании предложения и соотносить их с признаками типов речи!

Позвонить