Материалы к урокам,  ОГЭ

Сочинение-рассуждение в ОГЭ

В статье рассмотрим основные моменты и приёмы (клише) в работе с заданием 9.2 ОГЭ по русскому языку.

1. Что представляет собой сочинение по заданному тексту?
Это сочинение-рассуждение о смысле представленного текста или отрывка текста. Главная задача — написать не пересказ (!), а пояснение цитаты.

2. При написании сочинения-рассуждения необходимо придерживаться следующей схему построения высказывания:
1) вступление — тезис, ваше пояснение цитаты из текста;
2) основная часть — аргументы к вашему рассуждению;
3) заключение — вывод.

3. Шаг 1. Пишем вступление.
Здесь не обойтись без клише:
Смысл последних строк текста заключается в…
Автор данного текста/ФИО автора привлекает читателя к размышлению над вопросом…
Я считаю, что автор использует … в тексте, чтобы передать/обратить внимание на…
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем: …
Смысл данного отрывка («Можно процитировать») я понимаю так: …

Ваша задача — объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею (=основную мысль/проблему) текста, поэтому дать объяснение не составит труда. Важно эту проблему вычленить (=понять), чтобы дальше повествовать именно о ней.

💡 Обращайте внимание на слово, указанное в задании 9.3. Оно может помочь вам найти/понять основную мысль текста и/или цитаты.

Шаг 2. Пишем основную часть.
Сразу оговоримся, чего следует избегать:
— пересказа текста;
— подбора аргументов (примеров из текста), не относящихся к проблеме;
— излишней «воды».

Алгоритм работы над аргументами:
1) прочитайте текст ещё раз, определите тему (о чем) и основную мысль (для чего) текста;
! Напоминаю: как правило, основная мысль и заключена в представленной цитате.
2) сформулируйте идею своими словами;
3) найдите примеры (фрагменты текста: слова, словосочетания или предложение), подтверждающие данную мысль;
4) своими словами объясните, как каждый пример подтверждает/ соотносится с определённой вами проблемой.

Вам необходимо привести 2 примера-иллюстрации. Что это значит? Вы берете из текста фрагмент (например, часть диалога героев), в котором, по вашему мнению, отражена идея/проблема, пересказываете его своими словами (или с min цитированием) с пояснением, как этот отрывок связан с основной мыслью цитаты.

Примеры можно оформлять следующими способами:
— цитирование (если предложение небольшое), тогда не забывайте про кавычки;
— указание номера предложения (если оно длинное) либо цитирование с заменой опущенных слов многоточием.

Клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
Справедливость этого тезиса можно доказать на примере … предложения текста.
Предложение (№) подтверждает мысль о том, что…
В доказательство собственных выводов приведу пример из … предложения текста: «Пример».

Шаг 3. Вывод.
Задача вывода — подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль.
Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию, ёмким.

Клише здесь — стандартные вводные слова:
В заключение отмечу, что…
Итак, …
Следовательно, …
Таким образом, действительна верна мысль о том, что…

ВАЖНО!
— Объём сочинения должен быть больше 70 слов, а если вы хотите набрать по критерию «Грамотность» максимальные баллы, то 140 слов и больше.
— Пишите сочинение аккуратно, все исправления должны быть только в черновике!
— Ваше сочинение — 3 или 4 абзаца: вступление, 2 примера-иллюстрации (один или два абзаца), вывод.

Позвонить