Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Ребята отправились за грибами в лес, находившийся на противоположном берегу реки. (2)Они шли по тропинке вдоль речки, мост через которую был на другом конце посёлка. (3)С правой стороны реки, над обрывистыми склонами, шли сады и огороды. (4)Тропинка была довольно хорошая, и шестилетний Лёсик без особого труда поспевал за всеми.
(5)Внезапно впереди показалась собака, сидевшая чуть повыше тропы и грызшая большую кость с круглой шишкой на конце. (6)Собака была бездомная. (7)Это было видно по жёлтой шерсти, свалявшейся грязными комками. (8)И ещё по тому, как она спокойно расположилась здесь, на диком берегу речки.
(9)Это была опасная встреча. (10)Ребята, остановившись, молча уставились на собаку. (11)Собака перестала грызть свою кость и, приподняв голову, а главное, не выпуская добычу изо рта, тоже молча уставилась на них.
(12)Чик мельком подумал, что она сейчас похожа на старого капитана с трубкой, про которого он читал какую-то книжку. (13)Но сейчас он не мог вспомнить, что это была за книжка. (14) Вид у старого капитана был свирепый, словно у льва, хотя на самом деле он оказался очень добрый.
(15)Конечно, могло случиться, что и эта собака добрая, но кто её знает. (16)Ребята молча бесконечные мгновения смотрели друг на друга, никто не решался ступить ни шагу, и всем от этого делалось всё страшней и страшней.
– (17)Чик, я боюсь, – тихо сказала Сонька, загораживаясь от собаки большой корзинкой, которую несла всю дорогу.
– (18)По-моему, она бешеная, – сказал Оник.
(19)Чик сам об этом подумал, однако решил, что сейчас правильней будет отрицать это, чтобы его маленькую команду не охватила паника. (20)Кроме того, ему не хотелось соглашаться с Оником, которого он считал трусоватым и давно пытался «перевоспитать».
– (21)У бешеной должна быть красная слюна, – сказал Чик.
– (22)Бешеные бегут к воде, – сказал Оник, – а она видишь куда пришла?
– (23)Глупости, – сказал Чик и, помертвев от страха, двинулся вперёд.
(24)Если бы Чик был один и встретился бы в таком месте с такой собакой, которая только смотрит и молчит, даже кости изо рта не вынимает, он просто повернулся бы и ушёл. (25)Но сейчас, на глазах у всех, он этого сделать не мог. (26)Чик, почти не шевеля опущенными вниз руками, с виду весьма уверенно проходил опасное место. (27)Хотя он не смотрел в сторону собаки, но краем глаза следил за ней и видел, что она тоже следила за ним. (28)Ему казалось, что с каждым шагом здоровенная морда её делается всё огромней и огромней и всё шире открывается красная зубастая пропасть рта.
«(29)Она похожа на старого капитана, – упрямо повторял про себя Чик. – (30)А старый капитан никогда никого не кусает, потому что он добрый».
(31)Чик прошёл для безопасности ещё шагов десять, остановился и перевёл дух. (32)Теперь все ребята на той стороне завидовали ему. (33)Чик дал знак Онику идти. (34)Оник продолжал стоять.
– (35)Ну, давай, Оник, пошевеливайся! – сказал Чик.
(36)Оник тоскливо смотрел на Чика и даже не пытался сойти с места. (37)И вдруг неожиданно для всех, содрогаясь смущённой улыбкой, Лёсик заковылял по тропе. (38)Он мужественно проковылял мимо собаки и подошёл к Чику.
– (39)Молодец, Лёсик, это смелый поступок, – сказал Чик и обнял его. (40)Лёсик благодарно засопел.
(41)Сонька не захотела оставаться одна и взяла Оника за руку. (42)Так, взявшись за руки, как маленькие, они вдвоём перешли опасное место.
– (43)Возьми у Соньки корзинку, – сердито сказал Чик, обращаясь к Онику.
– (44)За что? – спросил обиженно Оник.
(45)Чик выразительно посмотрел на него, напоминая, что он струсил. (46)Оник понял его намёк, но не принял его за уважительную причину. (47)Чика всегда поражало в людях равнодушие к вопросам личной доблести. (48)Сам он изо всех сил старался выглядеть смело, более храбрым, чем был на самом деле. (49)И для этого ему нередко приходилось понукать свою упирающуюся храбрость. (50)А Онику это и в голову не приходило. (51)Вот и теперь он глядел с недоумением на Чика и никак не мог понять, почему тот недоволен. (52)Немного подумав, он сказал:
– (53)Чик, я не струсил, просто я осторожный. (54)Собаку можно было и обойти.
– (55)Ничего, Чик, я сама корзинку понесу, – вмешалась Сонька. (56)Она любила, чтобы всё было хорошо.
(По Ф.А. Искандеру)
Используя прочитанный текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий.
Задание 1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Алексея Степановича Хомякова:
«Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живёт».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Задание 2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста:
«Чика всегда поражало в людях равнодушие к вопросам личной доблести».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Задание 3
Как Вы понимаете значение слова ХРАБРОСТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое храбрость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.