Итоговое сочинение

Итоговое сочинение. Как получить зачет?

Несколько всегда актуальных советов, как получить «зачёт» на итоговом сочинении.

1. Выбрав тему из предложенных, берите ручку, черновик и составляйте план сочинения. План — обязательная часть работы! Он поможет вам выстроить рассуждение и не потерять нить повествования.
Можете сначала написать всё, что приходит в голову по заданной теме, потом из этого выбираете 4-6 пунктов, которые помогают раскрыть тему (пока составляете план, у вас уже должны зреть в голове примеры)
Пример: тема «Жизненный путь героя» (темы беру самые общие, для примера)
План:
1) что такое жизненный путь?
2) как происходит развитие человека?
3) жизнь как испытания и счастье, взлеты и падения, радости и страдания, т.д.
4) жизненный путь Андрея Соколова
5) жизненный путь Евгения Базарова
6) жизнь человека зависит от него самого
Учтите: 1 пункт относится к вступлению, 2-5 — к основной части, 6 — к заключению.

2. Если вы забыли имя/фамилию писателя, героя, героини — НЕ нужно их придумывать. Либо подберите произведение, которое удовлетворяет теме и героев которого вы помните, либо импровизируйте, используя синонимы и избегая называть героев напрямуюглавный герой/персонаж/молодой человек/герой/он…
писатель/прозаик/художник слова/он/литератор…
героиня/ главная героиня/ женский образ/она/девушка/молодая женщина/дама/жена…
Совет: насчет автора — можно забыть инициалы, но фамилия должна быть написана без ошибок! Так же с именами персонажей.

3. Критерии грамотности предполагают богатство лексики, сложные предложения и конструкции с обособленными оборотами. Избегайте ПОВТОРОВ!!! Перечитайте своё сочинение 2-3 раза, и лучше шепотом, вы сразу заметите лексические повторы (самый распространённый, конечно, «он/он/его/ему/он»). Замените их синонимами или исключите вообще, перестроив предложение. Избегайте орфографических и пунктуационных ошибок, следите за запятыми при обособлении и в сложных предложениях.

4. НЕ нужно употреблять речевые штампы: все ваши «в связи с вышеупомянутым», «всё вышеперечисленное», «как я уже писал ранее» очень режут слух. Также не нужно использовать несколько вводных слов/словосочетаний подряд (частая ошибка в заключении/выводе): «таким образом, по моему мнению, герой…» или «таким образом, конечно, возможно, что…».

5. НЕ пересказывайте произведение. Оценивается не пересказ, а точно выбранный эпизод/эпизоды, которые иллюстрируют ваше мнение по заданной теме, удовлетворяют требованиям к аргументу.
Пример: не нужно пересказывать произведение «Судьба человека», лучше вспомните эпизоды (1-2), где Соколов геройски проявил себя в испытаниях, как закалила его жизнь, какие изменения в характере произошли на жизненном пути и т.п.

6. Старайтесь дать определение словам/терминам, заявленным в теме, уже во вступлении.
Пример: тема «Художественная литература — проповедь или исповедь?». Вы должны дать характеристику словам «проповедь», «исповедь», порассуждать о том, как эти понятия включаются в литературу, уместен ли союз «или» и т.д.

7. Ваше вступление занимает примерно 25-30%, основная часть — 60%, заключение — 10-15%.
Это примерные цифры, разумеется. Количество слов — 350 и больше!Союзы, предлоги считаются как отдельные слова; фамилия и инициалы — как одно слово; слова через дефис — как одно слово.

8. Сочинение пишите сначала на черновик (обязательно!), перечитываете его (2-3 раза), исправляете ВСЕ недочёты — и аккуратным почерком переписываете на чистовик (учтите, переписывание занимает минут 30-50).

Пока такие рекомендации, основанные на моей преподавательской практике и типичных ошибках учеников.
Главное, не волнуйтесь, работайте спокойно, не торопитесь, не уходите от темы — и будет вам «зачёт»!

Позвонить