Сочинение на лингвистическую тему в ОГЭ

*Задание 9.1 Часть 3 в ОГЭ по русскому языку.

Сегодня рассмотрим вопрос, который волнует всех девятиклассников и их родителей: что за зверь такой «сочинение на лингвистическую тему» и как же успешно его написать?

Как обычно, разложим всё по полочкам.

1. Разберёмся с терминологией. Лингвистика (языкознание, языковедение, от лат. lingua — язык) — наука о языке. В нашем случае (поскольку живём мы в России) — наука о русском языке. Что она в себя включает? Конечно же, морфологию, синтаксис, лексикологию и др. разделы языка. Значит, при написании сочинения на лингвистическую тему именно язык (его богатство) будет материалом, который нужно будет анализировать, приводить в качестве аргументов (примеров).
Таким образом, вам нужно будет рассуждать о различных лингвистических понятиях: лексике, грамматике в целом, синонимах, фразеологизмах, глаголах, знаках препинания, об эмоциональной окраске предложений и т.д.

2. Как обычно сформулировано задание?
Как правило, задание сформулировано в форме цитаты известной личности (лингвиста, писателя), которую нужно интерпретировать, используя примеры из текста, представленного в КИМах.  (*Пример взят мною из открытого банка заданий ОГЭ на сайте ФИПИ*)

Текст к данному заданию также взят из открытого банка заданий.

3. Пишем сочинение!

Шаг 1. Внимательно читаем текст ещё раз (до этого мы читали его, выполняя задания части 2).
Определяем тему  (о чём текст) текста и основную мысль (что автор хочет нам доказать) (это обязательно для любого текста!).

Шаг 2. Читаем высказывание, определяем его основную мысль. Для этого нам нужно найти ключевые слова, связанные с лингвистикой, подсказывающие, о каких свойствах языка идёт речь, и слова, непосредственно влияющие на смысл фразы.
В данном примере такими словами являются «слово», «обобщать», «в то же время», «индивидуально неповторимое». 

Шаг 3. Оформляем вступление. Необходимо своими словами переформулировать смысл высказывания.
Клише, фразы, которые можно использовать:
— автор анализирует/ утверждает, что/ отмечает необходимость/ сопоставляет/ подчёркивает важность
Можно применить цитирование или передать суть высказывания с помощью косвенной речи. Желательно указывать звание автора (если он лингвист, то «профессор», «известный языковед», т.п., писатель — «известный художник слова», «знаменитый писатель» и т.п.)
Пример.
Известный лингвист Л.А. Новиков утверждал: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Не могу не согласиться с автором высказывания, ведь каждое слово в зависимости от условий употребления, от контекста, цели высказывания может обозначать какое-то общее, широкое понятие или предмет, но каждый человек будет воспринимать его по-своему, индивидуально.
ИЛИ
—Высказывание известного лингвиста Л.А. Новикова я понимаю так: слово в языке может одновременно обозначать широкое понятие, но при этом каждым человеком он будет восприниматься по-своему/ каждый человек будет вкладывать в это понятие свой, особый/ индивидуальный смысл. 
Вступление должно содержать 1-2, максимум 3 предложения.

Шаг 4. Вступление мы написали. Переходим к основной части, а именно — к аргументам. Их должно быть 2, не меньше и не больше (меньше — плохо, по критерию оценится в 0 баллов, больше — не нужно). Аргументы должны быть из данного текста и нужно не просто привести примеры, но и объяснить роль найденных языковых явлений.

Клише:
— Попробую доказать своё мнение на примере текста *ФИО автора текста…
— Попытаемся раскрыть смысл высказывания с помощью примеров из текста *ФИО автора текста…
— Обратимся к тексту *ФИО автора текста…

Для того чтобы привести аргументы, находим предложения, которые помогут нам доказать смысл высказывания. В них должен содержаться пример того явления, о котором сказал автор фразы.
Например: если в высказывании говорится о значимости лексического состава языка, то мы должны взять в качестве примера фразеологизм, синонимы/антонимы, т.е. слова, которые свидетельствуют о богатстве языка. Если о грамматике (=морфология+синтаксис, если объяснить на пальцах проще, это наука, изучающая закономерности построения речевых отрезков из разных частей речи), то выберем употребление какого-то слова в несвойственном ему падеже, причастный/деепричастный оборот и запятые/их отсутствие при обороте или значение частицы ни/не в конкретном предложении.
В случае с нашим текстом примерами могут быть слова «любили», «искусство», «призвание».
!!! Когда пишете аргументы, указывайте номер предложения, из которого вы выбрали языковое явление. Желательно каждый аргумент выделять в отдельный абзац.

Пример.
— Попробую доказать своё мнение на примере текста русского писателя А.Г. Алексина. В предложениях 11 и 12 автор употребляет формы слова «любить» (любили, любил). Этот глагол служит выражению сильного и нежного чувства — любви, но мы понимаем, что любовь сослуживцев бабушки и любовь внука — разные по силе: сослуживцы уважают бабушку как сотрудника и человека, а Олег ценит бабушкину заботу и отвечает на её любовь теплотой и добром.
Слово «призвание» А.Г. Алексин вкладывает в уста бабушки (предложение 16). Казалось бы, эта лексема обозначает склонность к какой-либо профессии, делу, и так воспринимает это слово отец мальчика, однако для бабушки призвание сродни смыслу жизни: она всем сердцем желает, чтобы внук стал музыкантом.

Ваша задача — набрать 3 балла двумя аргументами (критерий С2К2 по новым критериям от 2015 года)

Шаг 5. Вывод. Заключение, как правило, дублирует вступление, но формулируется другими словами.

Клише:
— Таким образом…
— В заключение можно сказать…
— Действительно…
— Из всего сказанного следует, что…

Пример.
Действительно, прав был Л.А. Новиков, утверждая, что слово в языке может одновременно обобщать и выражать индивидуальное понятие.
ИЛИ
Таким образом, нельзя не согласиться с лингвистом Л.А. Новиковым, ведь слово в речи может обобщать и в то же время выражать индивидуальное понятие.

Посчитайте количество слов (служебные слова — предлоги, союзы, частицы — тоже считаются отдельными словами). Слов должно быть не менее 70, но и много также не нужно, 100 — 120 максимум.

ИТАК, ВЫВОДЫ:
— смысл высказывания чаще всего связан с разделами языка — лексикой, грамматикой;
— ваше сочинение должно содержать вступление, 2 аргумента, заключение (это 4 абзаца);
— подбирайте примеры из данного текста, пишите номера предложений, из которых берёте примеры;
— пишите инициалы авторов текста и высказывания;
— используйте клише, они помогают связать мысли, но не злоупотребляйте.

Как обычно, разложим всё по полочкам.

1. Разберёмся с терминологией. Лингвистика (языкознание, языковедение, от лат. lingua — язык) — наука о языке. В нашем случае (поскольку живём мы в России) — наука о русском языке. Что она в себя включает? Конечно же, морфологию, синтаксис, лексикологию и др. разделы языка. Значит, при написании сочинения на лингвистическую тему именно язык (его богатство) будет материалом, который нужно будет анализировать, приводить в качестве аргументов (примеров).
Таким образом, вам нужно будет рассуждать о различных лингвистических понятиях: лексике, грамматике в целом, синонимах, фразеологизмах, глаголах, знаках препинания, об эмоциональной окраске предложений и т.д.

2. Как обычно сформулировано задание?
Как правило, задание сформулировано в форме цитаты известной личности (лингвиста, писателя), которую нужно интерпретировать, используя примеры из текста, представленного в КИМах.  (*Пример взят мною из открытого банка заданий ОГЭ на сайте ФИПИ*)

Текст к данному заданию также взят из открытого банка заданий.

3. Пишем сочинение!

Шаг 1. Внимательно читаем текст ещё раз (до этого мы читали его, выполняя задания части 2).
Определяем тему  (о чём текст) текста и основную мысль (что автор хочет нам доказать) (это обязательно для любого текста!).

Шаг 2. Читаем высказывание, определяем его основную мысль. Для этого нам нужно найти ключевые слова, связанные с лингвистикой, подсказывающие, о каких свойствах языка идёт речь, и слова, непосредственно влияющие на смысл фразы.
В данном примере такими словами являются «слово», «обобщать», «в то же время», «индивидуально неповторимое». 

Шаг 3. Оформляем вступление. Необходимо своими словами переформулировать смысл высказывания.
Клише, фразы, которые можно использовать:
— автор анализирует/ утверждает, что/ отмечает необходимость/ сопоставляет/ подчёркивает важность
Можно применить цитирование или передать суть высказывания с помощью косвенной речи. Желательно указывать звание автора (если он лингвист, то «профессор», «известный языковед», т.п., писатель — «известный художник слова», «знаменитый писатель» и т.п.)
Пример.
Известный лингвист Л.А. Новиков утверждал: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Не могу не согласиться с автором высказывания, ведь каждое слово в зависимости от условий употребления, от контекста, цели высказывания может обозначать какое-то общее, широкое понятие или предмет, но каждый человек будет воспринимать его по-своему, индивидуально.
ИЛИ
—Высказывание известного лингвиста Л.А. Новикова я понимаю так: слово в языке может одновременно обозначать широкое понятие, но при этом каждым человеком он будет восприниматься по-своему/ каждый человек будет вкладывать в это понятие свой, особый/ индивидуальный смысл. 
Вступление должно содержать 1-2, максимум 3 предложения.

Шаг 4. Вступление мы написали. Переходим к основной части, а именно — к аргументам. Их должно быть 2, не меньше и не больше (меньше — плохо, по критерию оценится в 0 баллов, больше — не нужно). Аргументы должны быть из данного текста и нужно не просто привести примеры, но и объяснить роль найденных языковых явлений.

Клише:
— Попробую доказать своё мнение на примере текста *ФИО автора текста…
— Попытаемся раскрыть смысл высказывания с помощью примеров из текста *ФИО автора текста…
— Обратимся к тексту *ФИО автора текста…

Для того чтобы привести аргументы, находим предложения, которые помогут нам доказать смысл высказывания. В них должен содержаться пример того явления, о котором сказал автор фразы.
Например: если в высказывании говорится о значимости лексического состава языка, то мы должны взять в качестве примера фразеологизм, синонимы/антонимы, т.е. слова, которые свидетельствуют о богатстве языка. Если о грамматике (=морфология+синтаксис, если объяснить на пальцах проще, это наука, изучающая закономерности построения речевых отрезков из разных частей речи), то выберем употребление какого-то слова в несвойственном ему падеже, причастный/деепричастный оборот и запятые/их отсутствие при обороте или значение частицы ни/не в конкретном предложении.
В случае с нашим текстом примерами могут быть слова «любили», «искусство», «призвание».
!!! Когда пишете аргументы, указывайте номер предложения, из которого вы выбрали языковое явление. Желательно каждый аргумент выделять в отдельный абзац.

Пример.
— Попробую доказать своё мнение на примере текста русского писателя А.Г. Алексина. В предложениях 11 и 12 автор употребляет формы слова «любить» (любили, любил). Этот глагол служит выражению сильного и нежного чувства — любви, но мы понимаем, что любовь сослуживцев бабушки и любовь внука — разные по силе: сослуживцы уважают бабушку как сотрудника и человека, а Олег ценит бабушкину заботу и отвечает на её любовь теплотой и добром.
Слово «призвание» А.Г. Алексин вкладывает в уста бабушки (предложение 16). Казалось бы, эта лексема обозначает склонность к какой-либо профессии, делу, и так воспринимает это слово отец мальчика, однако для бабушки призвание сродни смыслу жизни: она всем сердцем желает, чтобы внук стал музыкантом.

Ваша задача — набрать 3 балла двумя аргументами (критерий С1К2 по новым критериям)

Шаг 5. Вывод. Заключение, как правило, дублирует вступление, но формулируется другими словами.

Клише:
— Таким образом…
— В заключение можно сказать…
— Действительно…
— Из всего сказанного следует, что…

Пример.
Действительно, прав был Л.А. Новиков, утверждая, что слово в языке может одновременно обобщать и выражать индивидуальное понятие.
ИЛИ
Таким образом, нельзя не согласиться с лингвистом Л.А. Новиковым, ведь слово в речи может обобщать и в то же время выражать индивидуальное понятие.

Посчитайте количество слов (служебные слова — предлоги, союзы, частицы — тоже считаются отдельными словами). Слов должно быть не менее 70, но и много не нужно, 100 — 120 максимум.

ИТАК, ВЫВОДЫ:
— смысл высказывания чаще всего связан с разделами языка — лексикой, грамматикой;
— ваше сочинение должно содержать вступление, 2 аргумента, заключение (это 4 абзаца);
— подбирайте примеры из данного текста, пишите номера предложений, из которых берёте примеры;
— пишите инициалы авторов текста и высказывания;
— используйте клише, они помогают связать мысли, но не злоупотребляйте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.