Сложное предложение. Основная теория

Как показывает моя многолетняя практика репетитора, тема «Сложные предложения» — одна из самых сложных (простите за каламбур) для понимания.
Поэтому в статье даю максимально упрощённую теорию по этому вопросу.

Сначала прописные истины.
1. Сложное предложение состоит из 2 и более простых.
2. Алгоритм работы со сложным предложением (здесь и далее — СП):

1) определяем грамматические основы всех простых предложений в составе сложного (=ищем подлежащие и сказуемые); 

2) определяем способ связи простых в СП.

Важно!
Как отличить сложносочинённое (ССП) предложение от сложноподчинённого (СПП)? Очень просто.
ССП — части предложения равны по смыслу, от одной части нельзя задать вопрос к другой, части связаны сочинительными союзами.
СПП — части предложения не равны по смыслу, от одной части можно задать вопрос к другой, части связаны подчинительными союзами.

3. Запоминаем сочинительные и подчинительные союзы.
Сочинительные союзыИ А НО ЗАТО ОДНАКО(=НО) ДА(=И) ДА(=НО) ИЛИ ЛИБО ТО-ТО НЕ ТО-НЕ ТО А ТАКЖЕ(=И) НИ-НИ повторяющиеся И, ИЛИ, ЛИБО и др.

С подчинительными союзами чуть сложнее. Они соединяют простые предложения, выражая различные отношения между частями СП (например, временные, условные и т.д.). Нагляднее всего представить подчинительные союзы с помощью таблицы⬇

Примечания.
*CAPSом выделены союзы, которые наиболее часто используются в СПП.
** В таблице представлены САМЫЕ основные союзы.

4. Как различить союзы и союзные слова.
СОЮЗ — служебная часть речи, не является членом предложения, его можно «убрать» и превратить СПП в бессоюзное СП.
СОЮЗНОЕ СЛОВО — знаменательная часть речи (местоимение, наречие), является членом предложения, его нельзя «убрать» из предложения, часто оно заменяет слово из главного предложения.
Пример.
1. Я знал, что вы умолчите об этом происшествии.
ЧТО — союз, не член предложения, исключаем «что», смысл не меняется=>получаем БСП. Я знал: вы умолчите об этом происшествии.
2. Я знаю, что нужно сделать для улучшения сложившейся ситуации.
ЧТО — союзное слово, член предложения (дополнение), исключить ЧТО не можем, зато можем заменить другой частью речи (здесь что=это=преступление=деяние и т.д.)

5. Бессоюзные сложные предложения (БСП).
Самое главное, что нужно запомнить о БСП, — здесь нет союзов, но практически любое БСП можно переделать в союзное СП.
Знаки препинания в БСП.
,      последовательность событий, одновременность действий

    предложения далеки по смыслу (можно было бы поставить точку),
       предложения сильно распространены (много причастных, деепричастных оборотов, т.д.)

первое предложение поясняет второе (часто в первое предложение можно подставить подчинительный союз и «переделать» БСП в СПП)

второе предложение поясняет первое (во второе предложение можно подставить подчинительный союз, сделать из БСП СПП, или часто можно подставить в первое предложение слово «а именно»)

*Как легко запомнить, ставить тире или двоеточие?
Тире — один знак, значит трансформируем первое предложение
Двоеточие — два знака, значит обращаем внимание на второе предложение.

Пример.
ТИРЕ
Ехал сюда — рожь начинала желтеть.
(Когда ехал сюда, рожь начинала желтеть. Подставили союз «когда» в первое предложение, первое поясняет второе).
ДВОЕТОЧИЕ
1. Она была убеждена: он не вернётся.
(Она была убеждена, что он не вернётся. Подставили союз «что» во второе предложение, значит оно поясняет первое).
2.  Погода была прекрасная: светило солнце, небо было безоблачным.
(Погода была прекрасная, а именно: светило солнце, небо было безоблачным. Подставили слово «а именно», которое выражает пояснение того, о чем говорится в первом предложении).

Итак, вот и вся теория по СП.
В завершение статьи дам ещё небольшое примечание, поскольку такие предложения часто встречаются в художественной литературе.

Если у двух (трёх и т.д.) простых предложений в составе СПП есть общее придаточное предложение, то запятая между ними не ставится!
Пример. Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились по домам. (Запятая перед союзом И не ставится, т.к. есть общее придаточное, которое зависит и от одного главного, и от другого: Игра прекратилась когда? когда началась грозадети бросились по домам когда? когда началась гроза).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.